Что такое расходы, доходы, прибыль и рентабельность. Почему эти показатели важны для бизнеса, как их подсчитать и не уйти в минус

Что такое СНТ в Казахстане
Огромные суммы на счетах или в кассе ещё не означают, что бизнес приносит прибыль. Деньги могут быть взяты в кредит или перечислены авансом за проект, который ещё не сдан.

Иногда по отчётам прибыль есть, а по факту — денег нет. Такая ситуация может возникнуть, если собственник считает, что выручка компании — это его деньги, и тратит их на отпуска, шубы и машины. А когда приближается срок уплаты налогов и арендной платы, бизнесмен не может оплатить расходы и берёт кредит.

Разберёмся, чем выручка отличается от прибыли и как оценить рентабельность бизнеса.

Что является доходом ИП и как его рассчитать

Что является доходом ИП и как его рассчитать
Доход — это общая сумма денежных поступлений, которые предприниматель получил за отчётный период. Доход делится на два вида:

Реализационный доход, или выручка — поступления от основной деятельности. Размер выручки зависит от количества оказанных услуг, выполненных работ или проданных товаров.

Внереализационные (прочие) доходы (ВД) — деньги и другие бонусы, которые не связаны с продажей или перепродажей продукции, услуг и работ.

Внереализационные доходы могут появиться, если ИП сдаёт свободные площади в аренду или контрагент уплачивает ему неустойку за нарушение сроков поставки сырья. Также к этой категории относятся безвозмездно полученное имущество, списанные банком долги по кредиту.
Рекламное агентство «Приоритет» (ИП Алиев) заработало за сентябрь 9,5 млн тенге на изготовлении вывесок, информационных и выставочных стендов и печати баннеров. Дополнительно, предприниматель сдаёт напрокат фото- и видеотехнику.

В сентябре клиенты заплатили «Приоритету» 927 000 тенге за аренду оборудования.

В этом же месяце ИП Алиев взял кредит на расширение бизнеса — 50 млн тенге.

А ещё ИП Алиев получил денежный перевод от ИП Ахметова на сумму 267 000 тенге с примечанием «финансовая помощь от друга».

Рассчитаем доход рекламного агентства за сентябрь.

Доход «Приоритета» за месяц составил 10 427 000 тенге.

Он складывается из 9 500 000 тенге (выручка) + 927 000 тенге (внереализационные поступления).

Взятый ИП кредит не является доходом, и налоги с него не взимаются. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 229 НК РК займ может быть признан доходом только в одном случае — если банк спишет долг, и ИП не придётся возвращать деньги.

Если один ИП пополняет счёт другого ИП, полученная сумма не облагается налогом. Доходом считаются денежные средства, перечисленные на основании подтверждающих документов: чеков, актов, счетов-фактур, накладных.

Расходы компании: виды затрат, как их обосновать и оценить их эффективность

Расходы компании: виды затрат, как их обосновать и оценить их эффективность

Операционные расходы: постоянные и переменные

Основные расходы ИП — это повседневные затраты на ведение бизнеса. Финансисты называют их операционными расходами (OPEX). Они делятся на:

Постоянные — оплата регулярных нужд компании. Вот, например, что в них входит:
  • Аренда офиса (цеха, склада и проч.)
  • Фонд заработной платы
  • Спецодежда для рабочих
  • Охрана и видеонаблюдение
  • Услуги клининга
Переменные расходы — это издержки, которые зависят от объёмов производства и продаж и количества клиентов. Если выручка увеличивается, то переменные расходы тоже растут. К этой категории относятся:
  • Коммунальные платежи
  • Расходы по доставке сырья и материалов
  • Сдельная оплата труда
  • Транспортировка готовой продукции
  • Обслуживание оборудования и приобретение комплектующих
  • Реклама и продвижение продукции
  • Переподготовка кадров, повышение квалификации сотрудников.

Инвестиционные расходы

Это деньги, которые ИП вкладывает в приобретение активов с целью получения долгосрочной выгоды. Это может быть открытие ещё одного магазина, покупка дорогостоящих станков и транспорта, расходы на лицензирование деятельности.
Рекламное агентство «Приоритет» (ИП Алиев) заработало за сентябрь 9,5 млн тенге на изготовлении вывесок, информационных и выставочных стендов и печати баннеров. Дополнительно, предприниматель сдаёт напрокат фото- и видеотехнику.

В сентябре клиенты заплатили «Приоритету» 927 000 тенге за аренду оборудования.

В этом же месяце ИП Алиев взял кредит на расширение бизнеса — 50 млн тенге.

А ещё ИП Алиев получил денежный перевод от ИП Ахметова на сумму 267 000 тенге с примечанием «финансовая помощь от друга».

Рассчитаем доход рекламного агентства за сентябрь.

Доход «Приоритета» за месяц составил 10 427 000 тенге.

Он складывается из 9 500 000 тенге (выручка) + 927 000 тенге (внереализационные поступления).

Взятый ИП кредит не является доходом, и налоги с него не взимаются. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 229 НК РК займ может быть признан доходом только в одном случае — если банк спишет долг, и ИП не придётся возвращать деньги.

Если один ИП пополняет счёт другого ИП, полученная сумма не облагается налогом. Доходом считаются денежные средства, перечисленные на основании подтверждающих документов: чеков, актов, счетов-фактур, накладных.

Как вычислить коэффициент операционных расходов и оценить эффективность бизнеса

Чтобы понять, какую часть дохода компания тратит для обеспечения деятельности, воспользуйтесь простым алгоритмом.

Шаг 1. Определите основную деятельность ИП или компании. Например, это кондитерская.

Шаг 2. Проанализируйте БДДС (бюджет движения денежных средств) за расчётный период — месяц, квартал или год. Выделите все статьи расходов, необходимые для бесперебойной работы предприятия. Сюда можно отнести аренду зданий под цех и магазин, зарплату персонала, коммунальные услуги и клининг, приобретение сырья — муки, яиц, молока, маргарина, сливок и другие затраты.
Как вычислить коэффициент операционных расходов и оценить эффективность бизнеса
Шаг 3. Из перечня выбранных расходов исключите проценты по кредитам и капиталовложения
.
Важно отсечь затраты на покупку долгосрочных активов:
  • копира, компьютера,
  • печей,
  • тестораскаточных машин,
  • холодильных и духовых шкафов,
  • другого оборудования.
Если статьи затрат правильно классифицированы, то останутся только операционные расходы.

Шаг 4. Вычислите коэффициент операционных расходов (OER) по формуле:
OER = (Операционные расходы/Выручка) x 100%.

Отслеживайте этот показатель в динамике и сравните его с данными за предыдущий месяц или квартал.

OER помогает понять, куда уходят деньги компании и как можно снизить затраты.
re:Kassa — онлайн-касса бесплатная навсегда
Принимайте платежи и выдавайте чеки без покупки кассового аппарата сразу после регистрации в re:Kassa

Выручка, прибыль, маржа и рентабельность: чем отличаются и как их рассчитать

Выручка, прибыль, маржа и рентабельность: чем отличаются и как их рассчитать

Выручка

Выручка — все деньги, которые ИП заработал на продаже своих товаров и услуг за расчётный период.

Её вычисляют по формуле:
Цена x Количество проданных товаров или оказанных услуг.
При расчёте выручки учитываются только закрытые сделки. Предоплата и аванс считаются чужими деньгами.

Клиент может забрать предоплату и отказаться от сотрудничества, или форс-мажор помешает выполнению обязательств.

Поэтому денежные средства относятся к выручке только после отгрузки товара или оказания услуг в полном объёме.
Например, клиент внёс предоплату за корпоратив, который состоится через месяц.

Но в ходе проверки Департамент санитарно-эпидемиологического контроля нашёл нарушения и приостановил работу ресторана, задаток пришлось вернуть.

В таком случае аванс не считается выручкой ресторана.

Чистая прибыль

Чистая прибыль — это деньги, которые остались у ИП после оплаты всех расходов, в том числе налогов и кредитных обязательств. Когда говорят о прибыли, обычно подразумевают именно чистую.

Для её расчёта применяют формулу:
Чистая прибыль = (Выручка + Прочие доходы) — (Операционные расходы + Амортизация + Налоги + Проценты по кредитам).

Отследить динамику чистой прибыли можно в Бюджете доходов и расходов (БДР).

Маржинальная прибыль

Под маржой (маржинальной прибылью) часто понимают доход от продаж, но это не совсем верно.

Маржа — часть выручки, которая остаётся после погашения издержек на производство и сбыт продукции. Иначе говоря, это разница между отпускной ценой товара и его себестоимостью.

Для расчёта применяют формулу:
Маржа = Выручка − Переменные расходы

Рентабельность

Рентабельность — это отношение прибыли к расходам. Она показывает, окупается ли бизнес и какой доход приносит каждый вложенный тенге. Чем дешевле ресурсы (персонал, сырьё и т. д.) и чем дороже продукт, тем выше рентабельность.

Вычисляется по формуле:
Рентабельность = Чистая Прибыль/ Выручка x100%

В чем разница между этими терминами

Выручка — это общий доход предприятия без учёта расходов.

Чистая прибыль получается, если из выручки вычесть все расходы и налоги.

А маржа показывает потенциальную прибыль до вычета постоянных операционных расходов.

Рентабельность помогает понять, какие товары или услуги из ассортимента выгодно продавать и от каких низкомаржинальных продуктов нужно отказаться

Пример расчёта выручки, прибыли и рентабельности магазина у дома

Пример расчёта выручки, прибыли и рентабельности магазина у дома
Рассмотрим на примере. Магазин формата «у дома» (ИП Есимов) продаёт продукты в спальном районе Астаны.
Остатки товара на сумму 8 млн на конец месяца — это активы предпринимателя.

Итого, у ИП Есимова получилось за месяц 2 230 382 тенге чистой прибыли.
11 196 931 тенге (выручка) - 8 966 549 тенге (расходы)


Посчитаем рентабельность бизнеса.
2 230 382 / 11 196 931 × 100% = 19,92%.
Это средняя рентабельность, близкая к высокой. Бизнес устойчив и может развиваться.


Теперь посчитаем рентабельность по отдельной категории товаров.

Представим, что ИП Есимов впервые закупил для магазина корм для животных, нужно оценить, стоит ли вводить этот товар в постоянный ассортимент.

Выручка по корму составила 291 800, а прибыль — 88 000.

Тогда рентабельность этого товара:
88 000 / 291 841 × 100% = 30%.

Высокая рентабельность.

Предпринимателю необходимо отслеживать и оптимизировать расходы, чтобы добиться большей прибыли.

Зачем ИП нужны эти показатели

Получить займ в банке или привлечь инвесторов. Выручка, прибыль и другие финансовые метрики определяют платежеспособность предприятия.

Эти показатели влияют на объём инвестиций и сумму кредита.

Выбрать оптимальный налоговый режим для экономии денег.

Так, ИП на патенте платят налог с дохода в размере 1%, а на упрощёнке — 3%.

Если ИП в Казахстане применяет общеустановленный режим, налог начисляется по ставке 10%, но за вычетом расходов.

Управлять бизнесом и предотвращать кризисные ситуации. Финансовые показатели помогают понять собственнику, где он теряет деньги, и что-то поменять в работе. Например, он может найти более выгодных арендаторов или поставщиков, исключить убыточные товары из ассортимента и активнее рекламировать бестселлеры.

Иногда отличное решение — закрыть нерентабельный филиал или офис, отказаться от аренды отдельных помещений в несезон или в период спада продаж.
Что еще почитать по этой теме
  • Подробнее
  • Подробнее
re:Kassa — онлайн-касса бесплатная навсегда
Принимайте платежи и выдавайте чеки без покупки кассового аппарата сразу после регистрации в re:Kassa
© 2025 ТОО «COMRUN»
Международный технопарк "Astana Hub" г. Астана, прт. Мәңгілік ел, 55/7, павильон С3.5
Помощь
re:Kassa
Дополнительно
В случае обнаружения уязвимостей или недостатков в защищенности данных, пожалуйста, сообщите нам по адресу